Народ Алтая

Алтайские традиции и обряды: восхождение к хозяину Алтая

Дух Алтая

В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он – главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее – его дух, даёт им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить “кто твой бог?”, он ответит “менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай”, что означает “мой бог – камень, дерево, природа, Алтай”. Так отвечают алтайцы, традиции и обычаи которых наполнены всеобъемлющей любовью к своей земле.

Традиции и обычаи алтайцев

Главное божество алтайцев – хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Увидеть хозяина Алтая во сне – означает заручиться его поддержкой. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд “кыйра буулар” – привязывание ленточек на перевалах.

Хозяин ээзи Алтая
Хозяин ээзи Алтая

Привязывают их на деревья – берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.

Цвет ленты также символичен: белый цвет – цвет молока, жизни, жёлтый – цвет солнца и луны, розовый – символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный – цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши – пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев – выкладывание горки из камней.

Древний обряд "кыйра буулар"
Древний обряд "кыйра буулар"

Очень интересны у альтайцев традиции гостеприимства. Есть определённые требования к тому, как принимать гостя, как подавать ему молоко, араку в пиале (алкогольный напиток) или курительную трубку, как приглашать к чаю. Алтайцы – очень гостеприимный народ.

Гостеприимный алтай

Поскольку они верят в то, что у всего есть свой дух: у гор, воды и огня, они очень почтительно относятся ко всему окружающему. Очаг – не просто место приготовления еды. У алтайцев принято “кормить” огонь, благодарить его за тепло и пищу. Не удивляйтесь, если увидите, как женщина на Алтае бросает в огонь выпечку, кусочки мяса или жира – она его кормит! В то же время для алтайца недопустимо плевать в огонь, сжигать в нём мусор или переступать через очаг.

Алтайцы верят, что природа целебна, в особенности, аржаны – родники и горные озёра. Местные считают, что в них живут горные духи, а потому вода из них сакральна, может наделить даже бессмертием. Посещать аржаны можно только в сопровождении проводника и целителя.

Сейчас культура алтайцев возрождается, снова проводятся древние шаманистские обычаи и бурханистские ритуалы. Эти обряды привлекают множество туристов.  

Праздники

“День солнца” – это один из важных праздников у алтайцев, который отмечается в честь солнца и начала лета. Этот праздник имеет глубокие корни в древних ритуалах и верованиях народа. В этот день алтайцы проводят различные обряды и церемонии, связанные с природой и благополучием.

Во время праздника “День солнца” алтайцы могут собираться вместе на общих праздничных гуляниях, где исполняются танцы, песни, проводятся игры и ритуалы. Также могут быть организованы различные мероприятия, посвященные солнцу, его символике и значению для народа.

Этот праздник является важным событием в культурной жизни алтайцев и помогает им поддерживать связь с природой, традициями и духовными ценностями. Каждый год “День солнца” напоминает алтайцам о важности бережного отношения к окружающей среде и общности народа.

Праздник день солнца в алтае

Праздник “День огня” в Алтае – это еще один важный праздник, который отмечается в разных культурах и народах. Обычно этот праздник связан с огнем, как символом жизни, тепла и света. В различных культурах “День огня” может иметь разные названия и обряды, но его центральным элементом всегда является огонь.

В алтайской культуре “День огня” может быть связан с различными ритуалами и обрядами, посвященными огню. Этот праздник может отмечаться в разное время года, в зависимости от традиций и обычаев конкретного народа.

Во время праздника “День огня” алтайцы могут собираться вместе, чтобы зажечь костер или костры, провести обряды и церемонии, связанные с огнем. Огонь может быть символом очищения, обновления и защиты от зла. Люди могут танцевать вокруг костра, петь песни, проводить различные обряды для привлечения удачи и благополучия.

Праздник “День огня” имеет глубокие корни в духовной жизни алтайцев и помогает им поддерживать связь с природой, традициями и духовными ценностями. Это время, когда люди могут отдохнуть, отпраздновать и почтить традиции своего народа.

Культурная политика Республики Алтай направлена на сохранение и развитие самобытности национальной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай, на сохранение, популяризацию и приумножение культурного наследия.

Особое место в культурной жизни региона занимают масштабные мероприятия, которые объединяют все районы и известны далеко за пределами Республики Алтай. Это национальный праздник «Эл-Ойын» и Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», которые чередуются и проводятся раз в два года, это Международный Курултай сказителей Народный праздник Чагаа-Байрам и другие.

«Эл-Ойын»

Национальный алтайский праздник, название которого переводится как «всенародные игры, всенародный праздник». Целью данного мероприятия является сохранение традиций, обычаев алтайского народа, развитие народного творчества, взаимообогащение культур народов, проживающих на территории Республики Алтай, сохранение, развитие и пропаганда национальных видов спорта.

Picture background

Первый раз «Эл-Ойын» отметили в Онгудайском районе в 1988 году в с. Ело. Здесь в 1756 году 12 алтайских глав родов составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому грозило полное уничтожение со стороны Китая. В 2021 году в Республике Алтай будет отмечаться это историческое событие − 265-летие вхождения алтайского народа в состав Российского государства. 

Picture background

Программа «Эл-Ойына» всегда необычна и интересна, представления проходят одновременно на разных площадках. В ходе праздника проводятся: театрализованное представление, выступление сказителей эпоса и мастеров горлового пения, конкурс-смотр национальных стилизованных костюмов, конкурс детского творчества «ТанЧолмон», выставка-ярмарка «Город мастеров», конкурс аилов, конкурс игры на национальных музыкальных инструментах, юмористический конкурс «Тастаракай», конкурс народной песни «Jанаркожон», выставка «Охотничьи трофеи», выступление гостей праздника, концерт мастеров искусств Республики Алтай и гостей праздника.

Picture background

Спортивная часть праздника включает в себя национальные виды спорта: борьбу куреш, набивание жестка (тебек), стрельбу из лука (карчагасайны), поднятие камня (кодургеташ) и другие соревнования. Настоящим захватывающим зрелищем всегда становятся конные скачки и объездка лошадей.

Эл-ОйынМежрегиональный праздник алтайского народа «Эл Ойын» оставляет незабываемые впечатления и служит национально-культурному возрождению, укрепляя дружбу и братство славянских и тюркских народов, привлекает внимание общественности к насущным проблемам, укрепляет традиции добрососедства и уважения людей всех национальностей.

Национальный праздник «Эл-Ойын» вошел в число двухсот лучших событийных проектов России. По результатам конкурсного отбора ему присвоен статус «Национального события 2018».

Важнейшая отечественная, профессиональная экспертная площадка в сфере развития событийного туризма Russian Event Awards в 2018 году признала XVI Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын 2018» «Лучшим этно-культурным туристическим событием».

В 2022 году XVII Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын 2022», прошел летом в урочище «Ойбок» Усть-Канского района Республики Алтай и был приурочен к 100-летию образования Ойротской автономной области.

«Родники Алтая»

Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» является преемником Горно-Алтайского областного фестиваля «Золотое лето Алтая». В 1991 году фестиваль получил статус республиканского праздника. Вошедший в десятку лучших и популярных этнографических и фольклорных фестивалей и праздников в регионах России под открытым небом, праздник служит сохранению традиционного русского народного творчества, возрождению исконных традиций и обрядов, приобщению подрастающего поколения к наследию и культуре предков и укрепление связей между творческими коллективами Алтая и других регионов России.

Picture background

Тысячи людей приезжают на гостеприимную землю Усть-Коксинского района чтобы окунуться в атмосферу русского народного творчества. В рамках мероприятия проходят: театрализованные представления, исполнение   народных песен и плясок, выставки изделий мастеров народного прикладного творчества и множество различных конкурсов. В празднике русского фольклора принимают участие делегации всех муниципальных образований республики, а также творческие коллективы из других регионов.

Picture background

Гостей ждет трехдневная, насыщенная культурная программа. Гармонисты и частушечники традиционно состязаются в своем мастерстве в конкурсе «Где гармонь играет, там частушка льется и легче живется», хозяюшки в русских горницах демонстрируют традиционное русское гостеприимство. Мастера народных промыслов и ремесел представляют свои произведения и делятся друг с другом и всеми желающими секретами своих ремесел.

Picture background

Этот фестиваль ярко подтверждает жизненную формулу, что не хлебом единым жив человек, что радость человеческого общения, творчества, единения со своим народом служит духовной пищей, благодаря которой человек чувствует себя счастливым и духовно богатым.

Picture background

Фестиваль «Родники Алтая» как и праздник алтайского народа «Эл Ойын» относятся к числу так называемых «открытых» мероприятий. То есть тех, на которые любой участник или гость может прийти бесплатно. Свободный вход позволяет собрать максимальное количество аудитории, что важно для привлечения туристов и развития туризма в регионе в целом.

В 2023 году XVI Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», был посвящен Году педагога и наставника в Российской Федерации.


Международный Курултай сказителей

С 2017 года проходит как самостоятельное мероприятие, ранее проводимое в рамках межрегионального праздника алтайского народа «Эл-Ойын».

Picture background

Мероприятие содействует решению проблемы сохранения древнейшего традиционного сказительского искусства − исполнения героических сказаний горловым пением, демонстрация многоликой самобытной культуры тюркских народов.

Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где этот жанр сохранен и развивается по сей день. Из поколения в поколение кайчы передают посредством кая древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности.

Picture background

Международный Курултай сказителей проводится ежегодно. Мероприятие способствует выявлению новых одаренных исполнителей, повышению мастерства и профессионального уровня кайчы.

Организаторами мероприятия выступают Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Республики Алтай и Министерство культуры Республики Алтай.

Сказители и исполнители горлового пения – кайчы из Республики Алтай, регионов России и зарубежных стран традиционно состязаются в трех номинациях: виды горлового пения и сказительское искусство, мастера сказительского искусства.

В Международном Курултае сказителей принимают участие творческие коллективы всех возрастных групп, специалисты, научные сотрудники, изучающие народные традиции и гости из сопредельных территорий Центрально-Азиатского региона, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Picture background

В 2023 году Международный Курултай сказителей, был посвящен Году педагога и наставника, 100-летию со дня рождения известного алтайского сказителя Табара Чачиякова и 70-летию известного алтайского сказителя Элбека Калкина и прошел в два этапа:

  • I этап состоялся в июне 2023 года в урочище Межелик Улаганского района Республики Алтай;

  • II этап в сентябре 2023 года в Национальном театре Республики Алтай.


Народный праздник Чагаа-Байрам

Традиционные праздники имеют календарный характер, что присуще для всех народов, населяющих республику. В основе этого лежит наступление нового времени (сезона), связанного с хозяйственной жизнью народа. Один из таких праздников  Чагаа-Байрам (в переводе с алтайского – белый праздник).

Picture background

На основании Закона Республики Алтай от 24 апреля 2003 года № 11-11-РЗ «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай» дата проведения народного праздника Чагаа-Байрам определяется ежегодно указом Главы Республики Алтай в один из трех первых четных дней новолуния и является нерабочим праздничным днем. В этот день во всех муниципальных образованиях Республики Алтай проходят народные гуляния, праздничные концерты и спортивные состязания.

Picture background

Чагаа-Байрам  входит в древний этно-обрядовый комплекс мероприятий, имеющих отношение к временам года. Историю возникновения праздника относят к правлению Хубилая, внука Чингис-хана, первого императора династии Юань к 1267 году, когда по его велению начало года начали отмечать с месяца чаган (цагансар).

Сложившийся к началу XXI века комплекс проведения и организации Чагаа-Байрам состоит из следующих этапов: определение даты и места проведения Чагаа-Байрам; подготовка к обрядам и ритуалам праздника; проведение обряда саҥсалар, ритуал очищения, восполнения/привлечения благодати − јергеаҥданар.

При определении даты и места проведения Чагаа-Байрам существуют определенные требования, главным из которых, является нахождение луны в новой фазе. В алтайской культуре представления о луне занимают одно из центральных мест, они оказывают влияние практически на все сферы жизни общества. Фазы луны являются тем народным календарем, который определяет качество и суть времени. Время наделено на «новое» и «старое», «положительное» и «отрицательное». Лунные циклы регламентируют хозяйственную, социальную и обрядовую жизнь. В зависимости от фаз луны разрешаются или запрещаются те или иные действия, связанные с проведением обычаев, обрядов и ритуалов.

Picture background

К встрече Чагаа-Байрам, в первую очередь готовят свое жилище убирают скопившийся мусор во дворе и прилежащей территории, также проводят большую уборку в доме и айыле. Считается, что новый календарный год необходимо встретить в чистоте, так как после длительной череды осенних работ по уборке урожая, привоза сена для скота, заготовки дров, формирования мясного запаса на зиму, в доме, ограде и в хозяйственных постройках все равно остается какая-то часть мусора, которую так и называют сӱрее-чӧп и его наличие может стать причиной частых болезней и неудач.

Вторым важным компонентом является чистая, опрятная и красивая традиционная одежда, именуемая в народе кеп-кийим. Наличие традиционной одежды является обязательным атрибутом проведения ритуальной и культурной части Чагаа-Байрам.

Picture background

Праздник Чагаа-Байрам является примером связи алтайцев с тюрко-монгольским ми¬ром, в силу своего геополитического положения и культурного родства между народами Центральной Азии.

В городе Горно-Алтайске обряд, посвященный  Чагаа-Байрам, традиционно проводится на горе Тугая. Утром до восхода солнца готовится ритуальная площадка для проведения обряда. С первыми лучами солнца начинается обрядовая часть. После их исполне¬ния, начинаются культурные и спортивные мероприятия национального харак¬тера.

На празднике царит веселье и хорошее настроение; люди празднуют приход нового года, как нового цикла жизни. Зима заканчивается, впереди лето, новые надежды, новые события.

 

Дыылгаяк

Дьылгаяк является одним из древнейших праздников на территории Алтая и знаменует собой начало нового года в день весеннего равноденствия. В представлениях коренных жителей Алтая Дьылгаяк символизирует окончание долгой зимы, начало возрождения природы и обновления жизни людей.

Picture background

Каждая семья старалась встретить его изобильно, радостно, доброжелательно, в праздничные дни, включая мучные, молочные, мясные блюда. Празднование Дьылгайака включало в себя как общинные, так и семейные мотивы. Как и во время празднования Чага Байрам, на этом празднике активно использовались благопожелания.

Picture background

Особое значение на этих праздниках имело обильное угощение гостей, соседей, родственников. Праздничная еда имела обрядово‐ритуальный характер: предполагалось чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет весь год, т.к. жизнь алтайцев была тесно связана со скотоводством, охотничьим промыслом, земледелием.

Во время Дьылгайака, как и во время Чага Байрам, сооружался сан и совершалось поклонение огню, аналогичные первому празднику, но теперь призывался Дьылгайак.

Специфика содержания благопожеланий: призыв весны и ее восхваление. Песни – jанарлар, посвященные к приходу Дьылгайак – это обращение к весне, их стилистику отмечает светлая радостная тональность.

Важное место занимали общие народные игры: «Камчи» – сбивание кнутом кегли, поднятие гири, бег «Тонжаанов», борьба «Куреш» игровые состязания: бег в мешках, перетягивание каната, бой мешками, которые проводились после ритуальных мероприятий.

Picture background

Ритуалы

Ритуал “Очищение” или “Сварга” в алтайской культуре – это один из важных обрядов, связанных с духовным и энергетическим очищением человека. Этот обряд проводится с целью очистить человека от негативной энергии, болезней, проблем и негативных влияний.

Ритуал “Очищение” или “Сварга” может проводиться различными способами, в зависимости от традиций и обычаев конкретного народа или сообщества. Обычно этот ритуал проводится шаманом или другим духовным лидером, который обладает знаниями и способностями для проведения такого обряда.

Во время ритуала “Очищение” человек может проходить через различные этапы, такие как купание в специальных водоемах, курение трав и травяных смесей, молитвы, пения мантр и танцы. Эти действия направлены на очищение тела, души и разума, а также на восстановление баланса энергии человека.

Ритуал “Очищение” или “Сварга” имеет глубокое духовное значение для алтайцев и помогает им поддерживать гармонию с природой, духовными силами и своим внутренним миром. Этот обряд может помочь человеку освободиться от негатива, обрести внутренний покой и гармонию.

Ритуал Сварга

Обряды

Обряды алтайцев – это важная часть их культуры и духовного мира. Алтайцы имеют богатое наследие обрядов, которые связаны с поклонением природе, духам и предкам, а также с жизненными событиями и переходами.

Шаманские обряды: Шаманство играет важную роль в алтайской культуре, и шаманские обряды проводятся для общения с духами, лечения болезней, предсказания будущего и проведения различных ритуалов.

Шаманы проводят обряды для лечения болезней и борьбы с негативными энергиями. Они используют различные методы, включая травы, молитвы, песнопения и ритуалы.

Способны погружаться в транс и путешествовать в духовный мир, где общаются с духами природы, предками и другими силами.

Могут предсказывать будущее, отвечать на вопросы и помогать людям принимать важные решения.

Передают свои знания и опыт следующему поколению через обряды и обучение, они помогают алтайцам установить гармоничную связь с природой и вселенной.

Шаманские обряды алтайцев наполнены символикой, мифами и ритуалами, которые отражают их веру в единство всего сущего. Шаманство играет важную роль в сохранении культурного наследия алтайцев и продолжает быть значимым аспектом их жизни и верований.

Шаманы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять