Где побывать на Алтае

Искусство древних: Путеводитель по удивительным памятникам Алтая

Бертекская писаница

Находится на плато Укок на скале Кызылташ на берегу реки Акалаха в Бертекской долине.

Бертекская писаница — это уникальный археологический памятник, расположенный на территории Горного Алтая, в России. Она представляет собой комплекс наскальных изображений, относящихся к различным историческим периодам, включая эпоху бронзы и железа.

Picture background

Бертекская писаница включает в себя множество петроглифов, которые были вырезаны на скалах. Эти изображения изображают людей, животных, сцены охоты и ритуалы. Петроглифы выполнены с высокой степенью детализации и разнообразия, что позволяет исследователям изучать не только художественные традиции древних народов, но и их повседневную жизнь, верования и социальные структуры.

Picture background

Писаница была открыта в 20 веке, и с тех пор привлекла внимание археологов и историков. Исследования проводились как российскими, так и зарубежными учеными, что способствовало накоплению знаний о культурном наследии региона.

Picture background

Бертекская писаница считается важным памятником не только для изучения истории Алтая, но и для понимания более широких процессов, происходивших в Центральной Азии. Петроглифы служат ценным источником информации о духовной жизни древних народов, их взаимодействии с окружающей природой и друг с другом.

На сегодняшний день Бертекская писаница является объектом культурного наследия и привлекает туристов, исследователей и любителей истории. Место охраняется государством, однако сохранение петроглифов требует постоянного внимания и заботы, чтобы предотвратить разрушение под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

Грот Куйлю

Это одно из значимых археологических и культурных мест в Горном Алтае, известное своими наскальными рисунками и петроглифами. Он расположен в живописной местности, окруженной горами и реками, что делает его не только важным объектом для изучения истории и культуры региона, но и привлекательным для туристов.

Термин “петроглифы” происходит от двух греческих слов — “петрос” (камень) и “глифо” (писать). Это изображения, созданные путем выбивки, гравировки или прошлифовки на камне, а также изображения, выполненные краской. На территории Алтая можно найти все виды петроглифов, хотя техника выбивки используется гораздо чаще, поскольку краска не выжила на открытых поверхностях на протяжении тысячелетий.

Picture background

Грот Куйлю содержит множество изображений, относящихся к различным эпохам, включая эпоху бронзы и железа. На стенах грота можно увидеть изображения людей, животных, а также различные символы и знаки. Эти петроглифы предоставляют ценную информацию о жизни и верованиях древних народов, населявших этот регион. Сакральные обряды, которые исполнялись в течении пяти тысяч лет в гроте Куйлю, остались изображениями на камнях. Больше 100 петроглифов, на которых в основном животные и несколько изображений антропоморфных существ можно увидеть на скалах грота.

Picture background

Особое значение имеют изображения маралух и антропоморфного существа, которые, как предполагается, олицетворяют древнейшее божество Азии и связь между небесным и земным мирами. Наскальные рисунки в гроте Куйлю — это не только искусство, но и часть сложных ритуалов, проводившихся древними жителями Алтая. Раскопки перед гротом обнаружили множество предметов, свидетельствующих о религиозных обрядах, которые проводились здесь на протяжении тысячелетий.

Грот был открыт в 20 веке, и с тех пор привлек внимание археологов и исследователей. Работы по изучению и документированию изображений проводились как российскими, так и зарубежными специалистами.

1939 году В.И. Шемелёв впервые открывает и исследует грот. Наскальные рисунки сфотографированы и описаны Л.В. Шапошниковой.

С 1984 года Е.П. Маточкиным начинает подробно обследовать грот и близлежащую к нему территорию.

В 1986 году им открыто в 7 км вниз по р. Кучурле от Куйлю небольшие группы петроглифов на Черной Речке.

С 1987 года начинаются планомерные раскопки, которые выявили слои от энеолита до раннего средневековья. Вновь проведено копирование наскальной живописи с использованием новых технологий.

В 1988-1990 годах проведены исследования культурных отложений, которые перекрывали петроглифы у основания скального массива. Памятник оказался четырёхслойным.

За 1985-1989 года экспедиция Е.П. Маточкина исследовала в гроте Куйлю 70 петроглифов и пять сложных сюжетных композиций.

Picture background

Грот Куйлю является важным памятником культурного наследия, который помогает понять духовные практики, социальные структуры и повседневную жизнь древних алтайцев. Изучение этих изображений позволяет лучше осознать исторический контекст и культурные традиции региона.

На сегодняшний день Грот Куйлю охраняется как объект культурного наследия. Он привлекает туристов и исследователей, однако требует постоянного внимания для сохранения уникальных петроглифов от разрушительных факторов, таких как эрозия, загрязнение и человеческая деятельность.

Денисова пещера

Денисова пещера — это уникальный археологический и палеонтологический памятник, расположенный в Горном Алтае, Россия. Она известна своими находками, которые предоставляют важные сведения о ранних людях и их предках.

Picture background
Пещера была открыта в 1970-х годах, когда группа археологов под руководством профессора Михаила Герасимова начала раскопки в этом районе. Однако настоящая значимость пещеры была выявлена в 2008 году, когда были обнаружены фрагменты костей, относящиеся к неизвестному ранее виду человека, который позже был назван денисовцем (Homo denisova).

Picture background

Денисова пещера представляет собой комплекс из нескольких залов и коридоров, образовавшихся в результате естественных процессов. Она находится на высоте около 700 метров над уровнем моря и имеет площадь около 50 квадратных метров. Пещера использовалась людьми на протяжении тысячелетий, начиная с верхнего палеолита.

Picture background

Находки в Денисовой пещере были найдены разнообразные артефакты, включая:
– Орудия труда (каменные и костяные).
– Измененные фрагменты костей, которые принадлежат денисовцам.
– Останки других древних людей, таких как неандертальцы и Homo sapiens.
– Изделия из бивней мамонтов и другие предметы, указывающие на жизнь и быт древних людей.

Picture background

Picture background

Picture background

Уникальные факты
Денисовцы: Это отдельная ветвь рода Homo, существовавшая параллельно с неандертальцами и современными людьми. Они жили около 300 000 – 50 000 лет назад.
Генетические исследования: Анализ ДНК из находок в пещере показал, что денисовцы были генетически близки к неандертальцам, но отличались от них.
Культурные артефакты: Найденные предметы свидетельствуют о высоком уровне мастерства денисовцев в обработке материалов и изготовлении орудий.
Многообразие находок: Пещера также содержит останки животных, таких как мамонты, шершавая носорога и другие виды, что дает представление о фауне того времени.

Денисова пещера является объектом охраны и активно исследуется учеными со всего мира. Она привлекает внимание не только археологов, но и генетиков, антропологов и эволюционных биологов. Пещера и ее находки продолжают предоставлять новые данные о происхождении человека и его эволюции.

Керексуры и оленные камни

Оленные камни:
Это большие каменные глыбы, на поверхности которых высечены изображения оленей и других животных.
   – Изображения могут быть выполнены в различных стилях — от реалистичных до стилизованных.
   – Часто оленные камни располагаются в местах, где древние люди могли проводить ритуалы или охоту.
   – Некоторые из них содержат также другие символы и знаки, которые до сих пор остаются предметом исследований.

Керексуры и оленные камни — это уникальные археологические памятники, которые можно найти на территории Алтайского края. Эти объекты представляют собой каменные изваяния и рельефные изображения, которые привлекают внимание ученых и туристов своей загадочностью и исторической значимостью.

Picture background

Picture background

Часть археологов считала керексуры своеобразными «Храмами Солнца», другие исследователи связывали их с погребальными памятниками. В современной науке преобладает последняя точка зрения.

Керексур обычно состоит из центральной круглой насыпи в виде кургана и внешней оградки. Оградка у большинства керексуров имеет форму круга, но иногда бывает квадратной или прямоугольной. В керексурах с круглой оградкой также часто встречаются радиально расположенные выкладки камней. Их может быть любое количество, но наиболее часто встречающееся – четыре. За оградкой расположены кольцевые выкладки из нескольких камней.

Керексуры — самые недоисследованные и загадочные археологические памятники Центральной Азии. Они встречаются на большой территории — в Восточном Казахстане, на Алтае, в Монголии, Туве, Забайкалье, Синьцзян-Уйгурском районе Китая и даже на Тянь-Шане.

Впервые термин «керексуры» встречается в трудах известного российского географа и исследователя Азии – Г.Н. Потанина. Название «керексур» – это слегка измененное монгольское слово хэрэгсуур или хыргызсуур, что в переводе означает киргизское гнездо или киргизское место. Имеются ввиду хыргызы (кыргызы), которые жили на Енисее, а потом распространились на значительно большие территории, захватили власть в степи и образовали государство Кыргызский каганат. Наиболее сильным оно было в конце IX века н.э. и занимало обширную территорию. Для проводников Потанина хыргызы были тем народом, который жил на их землях до них, и они считали, что все памятники, которые они видят, оставили именно они.

Интересно, что из 40 раскопанных керексуров только в трех были обнаружены неповрежденные погребальные камеры. Остальные были пусты. Складывается впечатление, что погребальные камеры кто-то целенаправленно разграбил еще в древности. Возможно, что это происходило почти сразу после строительства нового керексура. То, что керексуры раскапывались, – вдвойне странно, так как поживиться там было нечем. В тех трех неповрежденных погребальных камерах, где были найдены останки похороненных в них людей, отсутствовал какой-либо сопроводительный инвентарь. При этом расхитители гробниц серьезно рисковали быть заваленными камнями при строительстве раскопа, ведущего к гробнице. Тем не менее, значительная часть керексуров, а в некоторых местностях и все имеющиеся, раскопаны, а их погребальная камера пуста. Это наводит на различные интересные версии мотивов, которыми руководствовались «бугровщики».

Ининские стелы

Уникальные археологические памятники, расположенные на территории Алтайского края, в районе села Ини, недалеко от города Горно-Алтайска. Эти стелы представляют собой каменные изваяния с высеченными на них изображениями и надписями, относящимися к древним культурам, которые населяли этот регион.
Picture background
Форма и размеры:
   – Ининские стелы имеют разнообразные формы и размеры, но чаще всего представляют собой вертикально стоящие камни.
   – Высота стел варьируется от небольших до довольно крупных объектов, достигающих нескольких метров.
Picture background

Глубина, на которую стелы врыты в землю, составляет их высоте над землей. Примечательно, что вокруг исторической достопримечательности на расстоянии сотни метров вокруг больше не имеется каких-либо каменных объектов. В этой местности горы не превышают высоту в 1500 метров, и на них практически полностью отсутствует растительность.

Высота одной Ининской стелы составляет около 150 см, две другие имеют высоту более трёх метров.

Ининские стелы обращены символическими лицами на север, в сторону кургана. Недалеко от них имеются еще одна достопримечательность — Ининский подвесной мост, построенный в 1936 году и ставший первым двухцепным висячим мостом в мире. Южнее по трассе можно увидеть слияние Чуи и Катуни, что представляет собой одно из самых красивых природных явлений на Алтае и во всей России.

Picture background

Стелы были найдены новосибирским археологом В. Д. Кубаревым в 1980-е года на восточной границе села Инь. На тот момент они представали собой лежащие и частично заросшие в земле три длинные стелы. Впоследствии их подняли и установили в предполагаемом изначальном месте и изначальном положении.

 

Калбак-Таш

Петроглифы Калбак-Таш — это уникальные наскальные изображения, расположенные в районе горного Алтая, вблизи села Калбак-Таш. Эти петроглифы являются одними из наиболее значимых археологических находок в России и представляют собой важный источник информации о культуре и быте древних народов, населявших этот регион.

Петроглифы Калбак-Таш являются самым большим на Алтае комплексом петроглифов. В этом месте насчитывается от 3 до 5 тыс. наскальных изображений. Расположены они в Онгудайском районе республики Алтай, на правом берегу Чуи в непосредственной близости от Чуйского тракта на его 723 км. между сёлами Иодро и Иня.
Picture background

Петроглифы Калбак-Таш включают в себя различные изображения, такие как фигуры людей, животных (включая оленей, лошадей и других животных), а также сцены охоты и ритуалов.

На камнях можно увидеть как простые, так и более сложные композиции, которые могут рассказывать о повседневной жизни и мифологии древних людей.

Picture background

Picture background

Петроглифы датируются различными периодами, начиная с эпохи неолита (около 8-6 тысяч лет назад) и до средневековья. Это делает их ценным объектом для изучения эволюции искусства и культуры в регионе.

Здесь также имеются 30 строк уникальных рунических надписей. Это самое большое скопление рунического письма на территории России. Учёный И.Л. Кызласов сделал перевод данного рунического письма:

«Земля — вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля-Чернь!»
«Уверуй и очистись!»
«Обретённый мой Отец, снизойдите до меня!»
«Если на Земле пребывающие в болезни исчезнут, на Вечной Земле пребывающие существа придут в замешательство».

(Источник: https://trofimoff.su/petroglify-kalbak-tash-altay)

Калбак-Таш является популярным туристическим направлением благодаря своим петроглифам и красивым природным ландшафтам. Посещение этого места позволяет не только насладиться природой, но и погрузиться в историю древних цивилизаций.

Каменные бабы

Каменные бабы, или “бабы”, представляют собой древние монументальные скульптуры, найденные на территории Алтая и других регионов Центральной Азии. Эти каменные изваяния относятся к эпохе бронзы и раннему железному веку, и их возраст может достигать нескольких тысяч лет.

Picture background

Каменные бабы обычно имеют форму человеческой фигуры, часто изображая мужчин или женщин. Они могут быть высечены из одного куска камня или составлены из нескольких частей.
Размеры варьируются, но многие из них достигают высоты от одного до трех метров.

Picture background

Это каменные изваяния с изображениями войнов. Их характерная отличительная черта – это наличие трех составляющих – само каменное изваяние, вереница вертикально выстроенных на восток в ряд плоских камней, называемых балбалы, и наличие небольших квадратных оградок позади изваяния, заполненных круглыми камнями. Также неподалеку от этих комплексов всегда есть курганы.

Все это части погребального обряда людей тюркского периода, проживающих на территории Алтая и Монголии в первом и втором веках нашей эры.

На изваяниях изображены войны. Правая рука которых согнута и держит чашу. Левая рука либо держит мечь, либо лежит на поясе. Некоторые ученые утверждают, что лицо максимально близко приближено к настоящему лицу, которое было при жизни у война. Так можно судить по стремлению передать индивидуальные  черты лица конкретного человека — его овал лица, мимику, формы усов и бород. Индивидуальность прослеживается и по наличию в руках войнов различных по форме сосудов.
Камни, уходящие вереницей на восток – символизируют врагов, которых победил воин при жизни. Сам же он был погребен неподалеку в одном из курганов, которые находятся всегда рядом с каменными изваяниями.
На Алтае большое количество Тюркских каменных изваяний можно встретить в долине реки Катунь от поселка Тюнгур до Усть-Семы. Основные места – это Тургунда, Аргут, Инегень, Иня, Большой Яломан и Куюс. В Монголии множество таких войнов встречаются на територии национального парка Алтай-Таван-Богд. Территория парка частично граничит с Республикой Алтай.
Очень часто каменные бабы встречаются рядом с дорогой. Например, в долине реки Чуя, неподалеку от впадения ее в Катунь.
Проезжая мимо на автомобиле, можно представить, как сотни лет различные эпохи сменяя друг друга, предстают перед вечными изваяниями каменных войнов –  новыми людьми, укладом жизни и прогрессом. А камни балбалы, вереницей уходящие на восток от изваяния все также, как и несколько веков назад, продолжают напоминать нам о побежденных врагах!

Picture background

Каменные бабы Алтая являются важным памятником древней культуры, отражая мировосприятие и духовные практики народов, населявших этот регион. Их изучение продолжает открывать новые аспекты истории и культуры древних цивилизаций.

Кур-Кечу

Кер-Кучу

Кур-Кечу — это одно из известных археологических мест на Алтае, расположенное в горной местности. Это место примечательно своими древними памятниками, включая курганы, каменные бабы и другие артефакты, относящиеся к различным историческим периодам.

Picture background

Данный район включает в себя множество достопримечательностей как научного, так и культурно-развлекательного плана. Здесь отмечено около двух сотен погребальных и поминальных сооружений со стелами и изваяниями. Наибольший диаметр кургана комплекса — 40 метров.

В устье р.Большой Ильгумень (Улегом) находится кордон, базы отдыха, а также с 2000 года — место проведения у порога Ильгумень соревнований традиционного фестиваля по рафтингу «Ак Талай Маргаан».

С давних пор этот район являлся ключевой развязкой для дальнейшего продвижения вверх по Катуни, так как вверх по реке следовала череда знаменитых Яломанских бомов. «От Кop-кечу вверх по Катуни есть два пути: первый, более трудный, проходит левой стороной Катуни через хребет Иолгоп в долину Большого Еломана; второй, более легкий, идет правым берегом реки; здесь нужно дважды переправиться через Катунь».

Кур-Кечу

В урочище Кур-Кечу в 2017 году торжественно установлен уникальный памятник стремени. Памятник стремени, как считают устроители, является символом мужественности и надежности. По мнению жителей, села Купчегень он «увековечивает» стремя. Именно в окрестности села, в курганах были обнаружены необычной формы стремена, изготовленные из железных пластин. Издревле эта часть конной упряжи считается опорой-основой для воина-кочевника.

Минуя село Купчегень, Чуйский тракт выходит в долину реки Катунь, где начинается урочище Кур-Кечу. Кур-Кечу (Кор-Кечу, Корт-Кечу, Кыр-кечу, Кюр – Кечу, Кюркечу, Кер-кечу, Кар-Кечу.-4

Мастера народных промыслов села Купчегень говорят, что стремя не относится к скифскому времени, а существует со времен гуннов. С тех пор было много разновидностей стремени. Различались они по форме и оформлению. Например, есть похожее на тажуур, которое накрывалось серебряным колпаком и украшалось ленточками.

Picture background

«Кордон Кур-Кечу» — одна из самых больших баз Онгудайского района и самое живописное место на Алтае, подойдет для любителей отдыха в горах, рафтинга, а также для проведения корпоративных тренингов, семинаров и фестивалей. Можно медитировать, глядя Ильгуменский порог.

Picture background

Весь кордон состоит из нескольких летних алтайских домиков, которые называются аилами. Кроме них есть еще один зимний дом, в котором можно останавливаться даже в холодное время года. Место для парковки машин предусмотрено, так же есть летняя столовая, но можно готовить и на костре.

На территории есть:

  • Новый Двухэтажный зимний дом с панорамным окном 4 места
  • Двухэтажный зимний дом  5 мест
  • Пять 2х местных домиков
  • Двадцать 2х и 5-местных деревянных аилов;
  • Места под палаточный кемпинг
  • Кафе-столовая на 15-20 мест.
  • Вместимость летом 114 мест, весна-осень – 48 мест, зимой 16 мест.

Куюсский грот

Это уникальный природный объект, расположенный на Алтае, в районе реки Куюс. Грот представляет собой естественное образование, образованное в результате эрозии горных пород. Он привлекает внимание как туристов, так и исследователей благодаря своим природным красотам и археологическим находкам.

Picture background

Грот отличается впечатляющими сталактитами и сталагмитами, которые формировались на протяжении тысячелетий. Эти образования создают необычные и живописные пейзажи.

Куюсский грот, по сути, гротом не является. Скорее его можно причислить к расщелине или скальному углублению. 

Стены грота покрыты так называемым «пустынным загаром» – гладкой темной коркой, которую отшлифовали водные потоки. Именно эта особенность поверхности скал, наверное, и способствовала тому, что на них рисовали древние люди. 

Куюсский грот находится на останцах Куминского хребта, между которыми пролегает долина Кызык-Телань.

Прогулка по этому району Чемальского района сама по себе интересна – сочетание зеленой долины, скал и огромных валунов не оставят равнодушными никого. Трудно представить, что они стояли здесь и тысячи лет назад. 

Но, конечно же, главная достопримечательность Куюсского грота – это петроглифы. Стоит отметить, что они находятся не только в гроте, но и на валунах, а также нескольких других останцах. Ученые датируют эти изображения периодом неолита, а также бронзовой эпохой.

Picture background

Общее количество петроглифов достигает примерно 200 рисунков, но из-за рук вандалов их количество с каждым годом уменьшается. Изображены на них, в основном, олени, козлы и лоси, однако, встречаются и более фантастические хищники и антропоморфные фигуры. 

Петроглифы были сделаны с помощью каменных орудий. Что интересно, большинство животных нарисованы очень реалистично, что для Алтая является редкостью.

Picture background

На стеле, которая находится перед гротом, представлены изображения в контурно-точечной технике. Например, на одном из петроглифов нарисована фигура, совмещающая лося и быка. Также здесь можно найти и женские образы, которые на Алтае практически нигде больше не встречаются.

Пазырыкские курганы 

Это группа древних захоронений, расположенных в Пазырыкской долине на Алтае, Россия. Эти курганы относятся к культуре скифов и являются одними из самых известных археологических памятников в Сибири. Они были исследованы в середине XX века и принесли множество ценных находок, которые значительно обогатили знания о скифской культуре и жизни древних народов.

Picture background

В курганах были обнаружены богатые захоронения, содержащие не только останки людей, но и множество предметов, таких как орудия труда, оружие, украшения и предметы быта.
   – Особое внимание привлекают найденные мумии, которые сохранились благодаря холодному климату региона. Эти мумии позволяют изучать древние обычаи погребения и физические характеристики людей того времени.

Пазырыкские курганы
Раскопки

Picture background

Находки из Пазырыкских курганов свидетельствуют о высоком уровне развития искусства у скифов. Это включает в себя резьбу по дереву, металлические изделия и текстиль.
   – Особенно известны пазырыкские ковры — уникальные образцы древнего ткачества, которые были найдены в курганах.

Picture background

Пазырыкские курганы являются важным источником информации о скифской культуре, их верованиях, обычаях и социальном устройстве.
Исследования этих курганов помогают понять связи между различными культурами Евразии в древности.

Пазырыкские курганы представляют собой уникальное наследие древних народов, которое продолжает интересовать ученых и туристов. Их изучение помогает глубже понять историю и культуру скифов, а также развитие человеческой цивилизации в целом.

Picture background

Природный парк Уч-Энмек

Уч-Энме́к — особо охраняемая природная территория Республики Алтай. Природный парк «Уч-Энмек» создан постановлением Правительства Республики Алтай от 23 апреля 2001 года № 109[1]. В 2011 году в рамках реорганизации парка к нему был присоединён природно-хозяйственный парк «Аргут», в результате чего общая площадь охраняемой территории составила 81123 га[2].

Picture background

Природные особенности:
   – Уч-Энмек славится своими живописными ландшафтами, включая горные массивы, леса, реки и озера. Это место является домом для многих видов флоры и фауны, включая редкие и исчезающие виды.
   – На территории заповедника можно встретить типичные для Алтая природные зоны, такие как тайга, альпийские луга и горные тундры.

Picture background

Уч-Энмек — это важный объект природного наследия Республики Алтай, который играет ключевую роль в охране уникальных экосистем и поддержании биологического разнообразия региона. Его значение как научной и туристической зоны продолжает расти, привлекая внимание как ученых, так и любителей природы.

Природный парк «Уч-Энмек» создан в 2002 г. в бассейне р. Каракол. Организован по постановлению правительства Республики Алтай от 23.04.2001. Выступает как государственное учреждение, имеет дирекцию.

В 2011 году произведено укрупнение парка. В один были соединены природно-хозяйственные парки «Чуй-Оозы», «Аргут» и каракольский «Уч-Эҥмек».

Главной задачей парка является — сохранение, развитие и гармоничное использование природно-культурного и этно-исторического комплекса в сфере традиционной хозяйственной и оздоровительно-экскурсионной деятельности.

Picture background

Picture background

Вся территория по характеру геологической структуры относится к восточному крылу Ануйско-Чуйского изгиба. Ровная поверхность кристаллических сланцев Каракольской долины явилась исходным «полотном» для древних художников, оставивших на них скопления рисунков.

В парке множество рек, ручьев и подземных водотоков. Все они относятся к бассейну р. Каракол — правому притоку р. Урсул. Некоторые притоки до него не доходят, теряются в рыхлых отложениях. Питаются за счет таяния снежного покрова, летних дождей и грунтовых вод.

В течение теплого времени года реки полноводны. Максимальные расходы наблюдаются в июле, в связи с таянием снежников в горах и затяжными фронтальными дождями. Зимой мелкие реки перемерзают, наблюдаются наледи.

Озера мелкие, относятся к типу малых. Основная группа их находится на водоразделе между верховьями рек Каракол, Елосан и Б. Терехта. Они питают и дают начало ручьям или являются источниками относительно крупных рек — Каракол, Катырсат и др.

Уч-Энгмек. Фото Е.Гаврилова

Континентальный. Зимой низкие минимальные температуры наблюдаются в Каракольской долине -50…-55°С, макс. -32…-34°С. Ср. температуры янв. местных гор -16…-21°С, в долине -19…-23°С. Летние температуры в тех же местах изменяются от +8 до 15°С. Осадки распределяются неравномерно, их больше в горах (до 1000 м и более), чем в долинах, — 350-400 мм. Ср. продолжительность безморозного периода 80 дней.

Продолжительность действия местных ветров (фенов) в году около 28 дней, показатели которых являются почти самыми низкими для ГА.

Свыше 50% площади парка занимает горно-лесная зона. Лесной пояс не сплошной, состоит из лиственничных, березово-лиственных лесов, тяготеет к затененным сев. склонам Каракольской долины. Выше господствуют кедровники, которые поднимаются до 2000-2200 м, еще выше — высокотравье и кустарники субальпики и тундры.

Picture background

Открытые склоны остепнены. В составе флоры — живокость высокая, бодяк разнолистный, горькуша Фролова, аконит северный, герань белоцветковая, фиалка алтайская, купальница алтайская, копеечник южносибирский, скирда лировиднолистная, разные виды камнеломок (снежная, летняя, теректинская) и др.

В Красную книгу РА внесены: ревень алтайский, аконит ненайденный, кандык сибирский, родиола розовая, родиола четырехнадрезная, родиола морозная, лук алтайский, копеечник чайный, маралий корень, стелеропсис алтайский.

В фауне из занесенных в Красную книгу РА видов здесь есть птицы: беркут, балобан, степной орел (на пролете), могильник, степная или белокоготная пустельга, красавка.

Источник

Республика Алтай. Краткая энциклопедия. — Новосибирск: Изд-во «Арта» , 2010. — 366 с, ил.

Яломанское городище

Археологический памятник, расположенный на территории Республики Алтай в России. Оно представляет собой остатки древнего поселения, относящегося к различным историческим периодам, включая эпоху раннего средневековья.

Picture background

В ходе раскопок на территории городища были обнаружены различные артефакты, такие как орудия труда, керамика, украшения и предметы быта. Эти находки помогают реконструировать образ жизни древних жителей и их взаимодействие с окружающей природой.

Picture background

Максимальные размеры территории городища — 500х150 м. Городище располагается на высоком 30-метровом мысовидном выступе третьей надпойменной террасы левого берега реки Катуни. Яломанское городище с двух сторон, восточной и юго-восточной, защищено крутыми обрывами береговой террасы Катуни. С южной, напольной стороны мыса хорошо виден земляной вал, его высота около 2 м. Перед валом располагается большой ров шириной около 6 м и глубиной около 1 м. По верхнему краю северо-западного и северного склонов прослеживаются следы дополнительных укреплений в виде каменно-земляного вала, возможно, остатков стены. В развале стены отмечены камни. По мнению И.Л.  Кызласова, эта стена первоначально имела каменную облицовку (Кызласов  И.Л., 2014, с. 167).

Во внутренней части городища располагается большое количество округлых каменно-земляных платформ в виде плоских всхолмлений, возможно, являющихся основаниями жилищ. Они располагаются несколькими рядами, вытянутыми в направлении северо-восток – юго-запад. Некоторые из этих объектов раскопаны. Определенная группировка платформ-фундаментов, их разные размеры и рядное расположение, по мнению В.И. Соенова, свидетельствуют о том, что укрепленное поселение застраивалось по какому-то единому архитектурному плану, а жилища были наземными, вероятно, деревянными срубными или разборными переносными (Соенов В.И. 2004, с. 124).

Это место, где прозрачные, светлые воды Большого Яломана вливаются в бирюзовые воды Катуни. Место слияния этих рек само по себе прекрасно и даже на фотографии очень красиво. Воды двух рек, смешиваясь образуют удивительный цветовой оттенок. Однако, лучше воочию увидеть это место чем через объектив фотоаппарата.

Река Большой Яломан вблизи слияния не очень глубокая, но очень быстрая. Вода её достаточно прохладна, но всё же, позволяет купаться. Здесь находится палаточный городок, где можно будет поставить свою палатку. Немного выше по реке, за трактом, есть туристические базы.

база

Городище находится в удобном географическом положении, что делает его важным пунктом на торговых путях, связывавших различные регионы. Это способствовало культурному обмену и развитию местных сообществ.
Как и многие археологические памятники, Яломанское городище нуждается в охране и сохранении. Местные власти и ученые работают над его защитой от разрушений и сохранением для будущих поколений.

Яломанское городище является ценным объектом культурного наследия, который предоставляет уникальную возможность для изучения истории древних народов Алтая. Его археологические находки и стратегическое значение делают его важным объектом для исследователей и историков.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять